Galactic Civilizations 3: давай покорим космос

Популярность стратегий с каждым годом становится все меньше и небольшое количество неизменных грандов продолжает лидировать в этом жанре. Пустую нишу стараются занять другие игры, а также «поставленные на конвейер» Endless Space, StarDrive, Distant Worlds.

Galactic Civilizations 3 одна из немногих, кто держит марку и старается не опускать поставленную планку. Ключевым её аспектом стоит считать, что разработчики к ней подходят консервативно, из-за чего порой набивают новые шишки на старых кочках.

Колонии галактики, объединяйтесь

Механика игры традиционна для игр таких жанров. Первая стычка может быть уже в самом начале игры или, в противном случае, вы можете не увидеть своих «соседей» вплоть до сотого хода. Основная задача — изучать богатства галактики. Для изучения планет — отправляйте корабли с колонистами, для изучения недр — стройте глубокие шахты. Чтобы изучать по истине редкие аномалии требуются исследовательские шаттлы, но с ними надо быть аккуратнее: они самая желанная добыча для пиратов. За что, собственно, воздушные разбойники должны быть наказаны.

На этом «занудству» в игре приходит конец. Как только галактику поделят на части наступает следующая стадия активных действий. Ей, к сожалению, в стратегиях подобного рода уделяется меньше всего внимания.

Каждая планета является строительной площадкой. На ней можно строить объекты, которые приносят разные полезные бонусы. Например, некоторые здания дают +25% к исследованиям. И так, будем строить здесь Кремниевую долину. Как? Воспользуемся кластерами. Большое упущение со стороны разработчиков не рассказывать об этой уникальной фишки ни в обучении, ни в самой игре. Но это самый легкий способ что-либо построить.

Задача проста: требуется строить одинаковые здания рядом друг с другом. Благодаря этому повышается их производительность, но одновременно создает инженерные проблемы. Каждые клетки для строительства дают бонус лишь к определенной отрасли, поэтому приходится с умом подходить к этому процессу. Требуется долго высчитывать все плюсы и минусы строительства того или иного предприятия, а также рассчитывать оправдан ли риск лишиться бонусов или нет. Такие изменения в механике строительства не особо видны на глобальной карте, однако при начале строительства полностью раскрывает свой потенциал.

Стандартный кластер, чаще всего, выглядит следующим образом: в середине располагается реактор, а вокруг него прочие объекты. Например, фабрики. Итоговые результаты экономики играют очень важную роль, оттого приходится порой идти на оправданный (или не до конца) риск. Не всегда все сектора для построек будут доступны изначально, и в таком случае придется действовать вслепую. Среди технологий, конечно, присутствуют разного рода полезные изобретения для разведки «слепой» зоны, но на это особо закладываться не стоит. Приходится верить исключительно в точность своих расчетов и надеяться на свою удачу и интуицию.

Никогда еще в данной серии развитие планет и последующее строительство не было таким сложным и, одновременно с этим, интересным. Отчасти напоминает сбор мозаик, и на кону стоит очень большая цена. Ведь, если вы не сможете собрать эту мозаику — кто-то сможет построить новую империю на руинах вашей.

Против кого воюем?

Как и в предыдущих играх серии тут есть система идеологии. Над ней немного поработали, и теперь в ней нет полуавтоматизма. Все преимущества игрок выбирает сам, что добавляет Galactic Civilizations 3 веса. Ведь игрок может почувствовать себя частью этого мира и сам ковать свою судьбу, а не бросать всё на самотёк. Те, кто склонен к великодушию, получают новые территории не за счет силы. Они могут брать своим влиянием и получать бонусы за счет мирных действий. Любители торговли здесь также могут реализоваться: открывается возможность конструировать базы, а в случае выгодных сделок с союзниками они будут готовы прийти на помощь в случае угрозы недруга.

Для тех, кто готов стать «Мистером Зло» и утопить всю Галактику в крови предстоит много работы. Но её результаты более чем приятны: приверженцы такой идеологии смогут выжимать максимум выгоды из всех ресурсов. И это лишь вишенка на самом верху торта.

Чтобы обезопасить свои колонии нужно быть всегда готовым к войне. Причем здесь лучше всего подходит поговорка «лучшая война та, которой не было», а потому приходится тратить много усилий, чтобы избегать войн. Создание судов не сильно изменилось в сравнении со второй частью и главное, что бросается в глаза — анимация. При создании судна можно крутить небольшие детальки, а также делать сложные хелицеры и подвижные корпуса. Не так глобально, как в Besiege, но своя эстетика присутствует.

Но это не более, чем красивый вид. Даже самый начальный корабль сможет разбить навороченный линкор, если его правильно оснастить и хорошо улучшить. Гибкая система флота позволяет разделять корабли не только по размерам трюма, но и по задачам в бою. Небольшой фрегат можно вооружить ракетницами — экономим на броне, ведь в основном бою он не будет принимать участие. А крейсера с кинетическим оружием без качественной защиты и крепких щитов, а также нужной поддержки в бою точно долго не проживут. Лазеры — самый универсальный вариант. Не самый большой урон они компенсируют концентрацией огня.

Таким образом вырисовывается тактика боя: флагман идет в бой, его прикрывает эскорт, выпуская дронов и истребителей за чужими спинами, чтобы отвлечь от ключевой боевой фигуры. В этот момент штурмовые суда, которые имеют самую крепкую броню, прорываясь сквозь суда противника стараются уничтожить его ключевые корабли.

Однако быть главнокомандующим в бою нам не дают. Хорошо это или плохо — судите сами, но попытки внедрить тактические сражения в данный жанр всегда заканчивались провалом. Поэтому стоило ли разработчикам вновь рисковать и пытаться удивить фанатов — большой вопрос. Таким образом, наша задача состоит в следующем: собрать боеспособный флот (для этого требуется его правильно вооружить и скомпоновать), назначить задачи на бой и... Любоваться, как армия разносит в пух и прах чужие линкоры. Или нет.

Для эстетического удовольствия корабли выписывают красивые виражи, везде красуются «салюты» от выстрелов, а переключения камеры с любого ракурса — отдельная тема. Для любителей кино есть возможность включить кинематографическую камеру и любоваться автопереключением. А ежели по душе больше тактические вещи, то можно включить вид сверху.

Как скучно мы живем...

Представим маловероятную ситуацию: наша армия настолько сильная, что даже самый наглый сосед не хочет покушаться на нашу территорию. В таком случае придется учиться жить мирно, а это может быть некоторым цивилизациям не по душе.

Stardock попытались внедрить в свое детище дипломатию, но вышло это на уровне Civilization 5. То есть, выглядит это все следующим образом: набор диалогов ограничен фразами с двумя последствиями: положительным и отрицательным. Положительные заключаются в благодарности либо воспоминаниях военных успехов, а отрицательные в требованиях и наездах.

Со стороны все кажется достаточно красиво, и эти модификаторы вписываются в происходящее в Galactic Civilizations 3. Но стоит капнуть чуть глубже, и понимаешь, что не все так радужно. Искусственный интеллект вечно недоволен и постоянно предъявляет претензии. Отправляешь им, например, сухогруз с товарами — они обвиняют в нарушении границ и тут же добавляют «минус». Начинаешь строить флот для защиты — тебя обвиняют в подготовке к войне, и... Да, очередной «минус».

Если набрать хороший темп в исследованиях, то ИИ снова даст очередной «минус». В этот раз за попытку добиться научной победы. К слову, тут «минус» могут дать даже те цивилизации, о существовании которых вы не догадывались или с которыми практически не пересекались. В конечном итоге, если начать жить мирно — соседи будут явно против. Ответ будет лишь один: так хочется.

Компьютерные цивилизации будут воевать друг с другом бесконечно. Поэтому единственный вариант остаться в стороне — придумать им всем общего врага. Несколько тысяч кредитов и очень модная разработка «уговорит» даже самого привередливого правителя.

С торговлей тоже не все так просто. ИИ с радостью меняется технологиями, продает и покупает станции и корабли, но после всех этих обменов может тоже выписать «минус». За что? Вы собираете антиматерию в 5 клетках от чужой границы, а, следуя его логике, нагло воруете.

Как оказывается в конечном итоге, военная победа — не самый тяжелый путь. Выиграть захватив соседей — реально, обогнать в технологиях — тоже. Но вот добиться дипломатической победы — целое испытание. Тут придется очень сильно страдать экономике, ведь единственное, что способно повлиять на нелогичный ИИ — подкуп. Также стоит отметить, что в этом случае предстоит провести за игрой очень много времени, ведь такое испытание не каждому под силу.

С самого начала Galactic Civilizations 3 была жутко нестабильна. Она вылетала на рабочий стол, сбрасывала дизайн кораблей или неожиданно заставляла перегружаться машины, которые тянут более требовательные продукты без всяких проблем. Не сказать, что это удивило, ведь опытного стратега и не таким удивляли. Но у разработчиков из Stardock получилось удивить другим — компанией в три миссии. Но это компенсируется другим — длинной «песочницей» и качественным мультиплеером, который довели до хорошего уровня. Но учитывая не самые легкие пути для победы в «песочнице» — до него руки доходят не сразу.

Подведем итоги

Galactic Civilizations 3 сделала шаг вперед, если сравнивать её со второй частью. Углубленное развитие идеологий, необходимость продумывать точечное строительство, более детальный редактор кораблей — все это, безусловно, радует и ради этого игру стоит установить и провести в ней несколько вечеров.

Но не все так радужно. Попытка разнообразить политические отношения привела к краху в дипломатии. Любое действие воспринимается, как враждебное. Что создает достаточно весомые проблемы, когда игра заходит в «тупик» и хочется добиться дипломатической победы.

Плюсы игры:

  • Консерватизм. Разработчики сохранили лучшее, что было в предыдущей части и попытались вокруг этого создать новую игру;
  • Развитие планет. Планетарное строительство много нового принесло в Galactic Civilizations 3, и это было приятным сюрпризом;
  • Новое развитие идеологий. Теперь это не просто «галочка» дающаяся по умолчанию, а целая ветка развития. Не стоит упускать из вида, что развитие каждой из идеологий влечет как плюсы, так и минусы;
  • Красочные битвы. Хоть в них и нельзя принимать участие в роли руководителя, со стороны все смотрится здорово. А возможность менять ракурс, вид, масштаб либо просто включить кинематографическую камеру и оставить это на суд компьютера — дорогого стоит;
  • Мультиплеер. Качественный мультиплеер — то, чего все долго ждали. Теперь можно строить торговые и дипломатические отношения не только с ИИ, но и с реальными игроками. Это вносит существенное разнообразие в игру, ведь быть точно уверенным, что на самом деле думает оппонент — практически нереально.

Минусы игры:

  • Дипломатия. В одиночной игре — Ад. Если хочется добиться дипломатической победы, то придется потратить большое количество личного времени, а также нервов. Ведь практически любой шаг искусственный интеллект воспринимает, как враждебное действие;
  • Отсутствие тактических сражений. Несмотря на всю зрелищность битв хочется побыть и непосредственно их участником. К сожалению, в Galactic Civilizations 3 такой возможности не предоставляется;
  • Технические проблемы. Понятно, что от них никуда не деться, но вылеты в процессе боя — не самая приятная составляющая игры;
  • Короткая кампания. Очевидно, что разработчики уделили большое внимание развитию «песочницы» и возможность раскрыть потенциал каждого игрока. Но кампания в которой три миссии — даже не смешно.