Master of Orion: Conquer the Stars

Мы в Spacom любим игры на тему космоса. Поэтому мы и написали эту статью. Если будет интересно, то можно поиграть с нами в браузерную стратегию Space Community.
Зарегистрироваться

Цитируя Сергея Лукьяненко, «есть игры. А есть Игры». Большинство крупных игр для ПК, выпущенных в начале-середине девяностых, приобрело культовый статус. Это происходило по той причине, что тогда производство игр было весьма трудоемким занятием, а перспективы получения прибыли были довольно туманными. Соответственно, количество игр в силу этих причин было весьма небольшим, и создавали их, как правило, энтузиасты, вкладывающиеся в свое творение из любви к искусству (хотя, конечно, культурная ценность того же Doom довольно неоднозначна), а не с целью заработать как можно больше. В дальнейшем множество из этих игр развились в полноценные серии, а то и полноценные вселенные. К таким играм можно отнести вышеупомянутый Doom, Warcraft (самый успешный пример, пожалуй) и, разумеется, Master of Orion.

Поскольку игра, которую мы будем рассматривать, в немалой степени является ремейком первой и второй части серии, очень многое будет упущено, если не вспомнить, что это вообще за игры такие. На данный момент вышло четыре игры, включая ремейк:

  • Master of Orion (1993);
  • Master of Orion 2: Battle at Antares (1996);
  • Master of Orion 3 (2003);
  • И, соответственно, Master of Orion: Conquer the Stars (2016). Также существует фанатский клон FreeOrion, который начали создавать после третьей части, но об этом позже.

Все игры относят к жанрам пошаговой глобальной стратегии, также иногда упоминая поджанр стратегии 4X – eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate – изучай, расширяйся, пользуйся, уничтожай. Соответственно, целью всех игр является развитие своей галактической империи, применяя те самые четыре икса в желаемой комбинации, и победа – либо банальным «убей всех врагов», каковыми здесь являются остальные империи (в оригинальной игре одновременно может быть от двух до шести), либо за счет дипломатии, став лидером галактики на голосовании. При этом войны ведутся как в космосе, так и на планетах, а в ремейке это происходит еще и в режиме реального времени, а не пошагово, как в оригинальных играх (что лучше – решайте сами).

Общий процесс игры схож с другими пошаговыми стратегиями – развитие экономики, науки, военной и дипломатической составляющей в соответствии со своими склонностями и целями, но вот детали различаются. Игрок выбирает одну из рас, которые, по канону, оставила на нескольких планетах в виде семян древняя цивилизация под названием орионцы для изучения их развития, но впоследствии исчезнувшая, и ведет ее к победе с учетом особенностей каждой из них. Всего в играх существует 10 рас, а в коллекционном издании ремейка – 11:

  • Люди – куда же без них. Отличные торговцы и дипломаты;
  • Саккра – ящероподобные существа, отличающиеся удвоенной скоростью воспроизводства населения;
  • Мрршан – раса кошек с матриархатом и высокими боевыми навыками;
  • Алкари – птицы с улучшенными навыками пилотирования (логично);
  • Булрати – существа, похожие на медведей, с усиленными навыками наземных битв;
  • Псилонцы – четырехрукая раса с улучшенным интеллектом и техническим развитием, но слабо размножающаяся;
  • Клаконцы – насекомые с коллективным разумом и бонусом к производству населения (у Саккра он больше, но опять же, это не плюс и не минус, просто особенность);
  • Дарлок – метаморфы со способностью принимать облик любой органической расы, что вполне естественно дает им бонус к шпионажу и саботажам;
  • Меклары – киборги с большим лимитом заводов на душу населения, чем у остальных (плюс две фабрики на «человека»);
  • Силикоиды – разумные кристаллы, отличающиеся глубокой индифферентностью к атмосферным условиям планет и потому способные колонизировать что угодно;
  • И, наконец, Терраны из коллекционного издания ремейка – «сводные братья людей», милитаристы до мозга костей. Несколько военных бонусов. Иронично, что в игре Starcraft раса людей как раз называется Терранами (Terra – Земля).

Вся игровая местность представляет из себя галактику с десятками звезд, расположение которых в каждой отдельной игре определяется случайным образом. Возле большинства звезд находится одна планета, у некоторых звезд нет ни одной. Живут расы, очевидно, на планетах, которые отличаются своими характеристиками – какая атмосфера (у каждой расы свои требования к ней), какой тип поверхности (земля там, океан, что-нибудь еще и так далее). По ходу игры игроки обживают свои планеты, добывают из них ресурсы, попутно переселяясь на другие планеты для расширения экономики, производства и разнообразия этих самых ресурсов. Между планетами население перемещается на кораблях, которые, кстати, можно строить самому, причем с большой вариативностью, впоследствии употребив их для своих целей, вплоть до уничтожения целой планеты этими кораблями. Причем «уничтожить» планету можно двумя способами – зачистив все живущее на поверхности или же в прямом смысле превратить ее в кучку астероидов (с ее возможным восстановлением в будущем).

Примерно так будет выглядеть чья-то планета после ее преобразования в астероидное поле.

Как уже говорилось, победой считается одно из двух выполненных условий – либо методичное уничтожение всех конкурирующих империй, либо победа на регулярных выборах президента Галактики. С последним, впрочем, все не так однозначно – чтобы победить, надо набрать две трети голосов. Если какая-то другая раса набирает эти две трети, а игрок согласился с результатами – игра заканчивается. Если не согласился – будет воевать со всей Галактикой.  Если сам игрок набрал, но не согласился – итог тот же. К счастью, есть возможность воздержаться. Во второй части серии также можно было победить путем уничтожения антарианцев – неких злодеев из параллельного измерения.

Вот это и есть основной геймплей всех частей. Во второй части серии добавили также возможность создания собственной расы – игроку дают определенное количество очков, а он их перераспределяет между характеристиками. Это позволило как создавать какие-то невероятно мощные вариации для любителей казуальщины, так и создать расу с максимальным количеством штрафов для хардкорщиков. Но суть, разумеется, состоит именно в возможности создать идеальную лично для себя расу. В ремейке эта функция осталась. Третью же часть предпочитают не вспоминать по нескольким причинам: ее делал кто-то совершенно со стороны, ухудшив почти все, что можно было сделать после второй части. Темп игры невероятно замедлили, усложнили и так сложные вещи по типу экономической системы, при этом упростив то, с чем и так не было проблем. Кроме этого, игра вышла в 2003 году, но графика оказалась ХУЖЕ, чем во второй части 1996 года. Все это привело к абсолютной ненависти к игре большинства фанатов и началу создания фанатского клона FreeOrion, который уже упоминался выше.

После этого о серии в течение десяти лет забыли. Но в 2013 году небезызвестная компания Wargaming выкупила права на серию, а в 2015 официально заявила о создании ремастера/ремейка/чего бы то ни было на основе второй части. Поначалу они говорили о полном следовании оригинальным двум частям, но по итогу все же решили внести определенные изменения. Основа, которая была описана выше, по большей части сохранилась (иначе о ней бы не было смысла тут писать). Расы и технологии остались теми же, интерфейс остался классическим (по большей части на основе второй части), но похорошел внешне, да и в целом баланс между «оставить все как было» и «сделать более массовой ради прибыли» оказался соблюден в довольно неплохой пропорции. Из явных плюсов можно отметить несколько нововведений:

  • Появились новые типы кораблей;
  • Стало возможным управлять глобальной экономикой в своей системе, перекидывая ресурсы по типу еды с одной планеты на другую, если одна из них очень плодородная, а другая так себе. Плюс можно суммировать производство и строить те же корабли пропорционально быстрее;
  • Новшество под названием Лунные Верфи, ускоряющее производство кораблей на планетах с лунами;
  • Появилась возможность построения шахт на астероидах и добычи газа на газовых гигантах;
  • Опять же Терраны из коллекционного издания, которые могут (и хотят) воевать с Людьми (даже в космосе люди воюют с людьми, эх);

И всякое другое. Но плюсами дело не ограничилось. Спорных нововведений оказалось, пожалуй, даже больше:

  • Темп игры замедлился. Не так, как в третьей части, конечно, но быстрые тактики можно официально похоронить: десант надо открывать, столицы дополнительно защищены Star Base, которые успешно спасают от старой традиции любителей скоростной победы – подослать к чужой столице пару эсминцев, полностью забитых ракетами, которые сносили всю оборону за пару ходов (хотя для противников такой стратегии это однозначный плюс). Ну и в дополнение к этому галактику разделили на отдельные куски непроницаемыми поначалу туннелями, что, впрочем, позволяет нажить себе более постоянных врагов;
  • Больше нельзя путешествовать где попало – системы планет стали связаны гиперпространственными туннелями (в игровом жаргоне «рельсы»), по которым и надо летать, что усложняет путешествие между системами, которые не связаны напрямую. Такое было, кстати, в третьей части. Старые фанаты негодуют, но новым игрокам обычно нравится. Ну и это также требует дополнительной защиты своих систем в районе входов в эти туннели, а то по вашей системе сможет летать кто попало;
  • Появились Command Points, поставившие лимит на корабли, который можно увеличить путем создания новых Star Base (не совсем нововведение, во второй части тоже были эти очки, но там сверх лимита просто резко увеличивалась цена на каждый следующий корабль);
  • Технологии раньше были другими: у расы был показатель креативности. Если раса была креативна, она получала все технологии в выбранной отрасли, если нет – одну на выбор или случайно. Теперь это самое обычное дерево технологий, несколько чересчур напоминающее таковое из Civilization. Никаких особых отраслей нет, все расы могут брать что угодно;
  • Ну и самое масштабное изменение связано с боями в космосе. Раньше бои были пошаговыми, с проработкой стратегии, тактики и прочего. Теперь это «выдели рамкой кучку кораблей и отправь кого-нибудь атаковать». С другой стороны, игра-то все же не о войне, а об экономике, так что может, оно и к лучшему. Что забавно, и сторонники пошаговых боев, и боев в режиме реального времени написали сотни страниц с аргументами, почему другой вариант хуже. Вкусовщина, что поделать;
  • Разумеется, обновили графику, сделав ее современной и трехмерной. Но разумеется, кому-то по душе были старые добрые пиксели.

Также поначалу отсутствовали адмиралы, лидеры и прочие военные чины, но позже их вернули, как и антарианцев. Для колонизации соседних планет нужно строить полноценный корабль с колонистами (еще один референс в сторону Цивилизации с их поселенцами). На низких уровнях сложности боты перестали представлять вообще какую-либо угрозу, но, кстати, в целом стали гораздо более спокойными по характеру (не станут развязывать войну по первому же поводу, что хорошо). И с ростом сложности все же можно предоставить себе определенный вызов.

Эти ребята будут регулярно рассказывать игрокам о новостях галактики.

Развилась система шпионажа, с которой можно гнобить все империи одновременно – саботаж, бунты, диверсии, воровство технологий – все есть. Правда, если поймают пару раз, то могут и немного обидеться. Бомбардировкой планет. Ну и не стоит забывать, что шпионаж есть у всех, а не только у вас, поэтому стоит также следить за тем, что происходит на ваших планетах, а то мало ли.

В общем, если подвести итоги, то можно сказать, что это точно не провал. Игра не стала обычной копией тех самых игр из девяностых, она вобрала в себя опыт других серий своего жанра, при этом сохранив основу своей серии и оригинальность некоторых систем. Да, многое упрощено для массовости, исчезли какие-то мелкие механики, но игра стала красивее, каноны нетронуты, и, пожалуй, это самая приятная и простая в освоении игра из серии стратегий про космос. Старые фанаты, конечно, негодуют, но так происходит с большинством серий. Ну и вкусовщина всегда имеет место. Играйте, изучайте, развивайтесь!